Общепринятые правила общения и поведения в интернете
подробности, специфика и особенности
Что такое сетевой этикет?
Это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через Интернет. Сетевой этикет нужен для того, чтобы всем - и опытным пользователям, и новичкам - было в равной мере комфортно общаться между собой. Эти правила хорошего тона - всего лишь пожелания. Никто не собирается учить Вас жить и ограничивать Вашу свободу. Но поскольку мы все - сообщество, соблюдение этих правил поднимет Ваш авторитет (рейтинг, репутацию), и Вы привлечёте к себе внимание как приятный и интересный собеседник.
Как соблюдать сетевой этикет?
На самом деле, всё очень просто. Сетевой этикет - он такой же, как и обычный. Большинство "стычек" в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Прежде всего - старайтесь руководствоваться здравым смыслом. Не стоит делать вещей, которые не поощряются в цивилизованном обществе - ругаться матом, разжигать национальную рознь, оскорблять людей и т.д. Уважайте Ваших собеседников, кем бы они не представились, и тогда Ваша жизнь на форуме станет лёгкой и приятной.
Везде свои правила
В каждом форуме или чате могут быть свои традиции этикетного поведения. И они могут сильно отличаться от того, что написано здесь. Поэтому, попав в незнакомую обстановку - прежде всего осмотритесь. Узнайте, кто тут модератор, каковы установленные администрацией правила, как здесь принято общаться, а как - нет.
Кто такой Модератор?
В любом чате или в форуме существуют свои модераторы. Основная задача модератора - поддержание порядка в сообществе, создание комфортной атмосферы для присутствующих, недопущение ругани, оскорблений, перехода на "личности", "флейма", отклонения от темы раздела (топика), отслеживание и пресечение всевозможных технических нарушений.
Именно модератору принадлежит право решать, кого допустить к дискуссии, а кого отстранить. Какую тему поддержать, а какую - прикрыть, чьи сообщения оставить, а чьи - удалить. Работать модератором непросто, и его труд заслуживает уважения. Ругаться с модератором - не только бесполезно, но и опасно: Вам просто запретят доступ к данному ресурсу. Не нравится модератор - найдите другой раздел (или жалуйтесь администратору).
Средства модерирования
Модератор - это не надсмотрщик и не палач, а человек, поддерживающий в форуме порядок и комфортную атмосферу. Самый лучший модератор - это тот, чья деятельность практически не заметна.
В процессе своей работы модератор пользуется различными средствами. Он обладает некоторыми чисто техническими возможностями (блокировка пользователей, удаление сообщений, перенос темы в другой раздел форума, закрытие темы, и так далее), однако основным средством работы для него является переписка с нарушителями - открытая (непосредственно в форуме, в виде ремарок, которые прочитают все присутствующие), а также закрытая (когда нарушители предупреждаются по ЛС).
А если Модератор не прав?
Публично обсуждать действия модераторов категорически запрещено. Иначе это может вылиться в нескончаемые препирательства модераторов и пользователей. Все разногласия с модераторами решаются в личной переписке. Пишите модератору письма, а он уже будет решать - объяснять свои действия или нет. Кроме того, модератор форума, если он считает нужным, может сам объяснить свои действия сообщением (постом), направленным ко всем.
Можно ли использовать свои сообщения для рекламы?
Ни в коем случае, все вопросы по размещению рекламы – задавайте администратору.
Что такое "оффтоп"?
Есть форумы или чаты, посвящённые обсуждению какой-либо вполне определённой темы (например - авто/мото). Не стоит бросаться в такие места с вопросами, к примеру, о косметике или с обсуждением футбольных матчей. Кстати, совсем плохая идея - затевать т.н. «дискуссию о дискуссии» - обсуждение того, подходит ли данная тема для данного форума.
Что такое "оверквотинг"?
Как правило, когда в форуме пользователь отвечает на чьё-либо сообщение (пост), исходный текст сообщения сначала цитируется (при этом он визуально выделяется отступом или другим шрифтом), а затем уже идёт сам ответ. Это делается для того, чтобы остальные присутствующие поняли, что, собственно, комментируется. Самой распространённой ошибкой в этом случае является так называемый "оверквотинг" (overquoting) - то есть избыточное цитирование. Потому что для того, чтобы был понятен ответ, почти всегда вовсе ни к чему цитировать всё исходное сообщение целиком. Достаточно процитировать только ту часть, которая необходима для понимания ответа. Но нередко бывает так, что пользователь цитирует огромный исходный текст - только для того, чтобы написать «Согласен». Оверквотинг - вреден, и его следует по возможности избегать.
Что такое "флейм"?
Флейм - это «спор ради спора». Когда все забывают, из-за чего начался разговор, и начинают ожесточённо ругаться друг с другом - вот тогда и начинается "флейм". Мы говорим про человека, что он разжигает "флейм", если он:
1. Переходит по ходу разговора на "личности";
2. Допускает оскорбления личного, национального, религиозного, полового или профессионального характера;
3. Ведёт дискуссию неуравновешенно;
4. Провоцирует скандал.
Есть простое правило - никогда не стоит поддерживать "флейм". Да, именно так - личные «наезды» следует оставлять без ответа. Игнорируйте скандалистов и "флеймеров" - и тогда Вас, несомненно, начнут уважать все остальные.
Что такое "флуд"?
Флуд - это поток сообщений, не несущих почти никакой смысловой нагрузки. Это такие сообщения, которые можно было бы безболезненно удалить (а точнее, не писать) без всякого ущерба для общества. Обычно флудят пользователи, которым по большому счёту нечего сказать, но которые хотят привлечь к себе внимание. Они начинают отвечать почти на каждое письмо в теме, причём ответы не несут никакой смысловой нагрузки, и обычно выглядят как короткие сообщения: «Точно!», «Согласен!», «Подпишусь под каждым словом!», «Я тоже так думаю!», «Ух, ты!» и так далее. Флуда следует избегать. Он замедляет загрузку страниц, увеличивает количество ненужной информации, раздражает других пользователей, создаёт бессмысленный трафик и увеличивает затраты.
Что это за странные значки (рожицы, смайлики)?
Обмениваясь текстовыми сообщениями, мы не слышим живых интонаций нашего собеседника. Поэтому пользователи Сети наловчились использовать для обозначения своих эмоций простые «картинки», составленные из нескольких знаков препинания. Их называют «смайлики». Самые распространённые смайлики:
- улыбка, радость
- печаль, грусть
- удивление
- подмигивание
Смайлики - излюбленное средство пользователей выразить свои эмоции в письме. Однако стоит помнить, что излишнее количество смайликов затрудняет чтение текста. Для обозначения своих эмоций вполне достаточно поставить пару смайликов - но не пятьдесят!
Частная (приватная) информация
Никогда не сообщайте ваши логин, пароль и e-mail незнакомым Вам участникам общения в Сети. И никогда не требуйте от своих новых знакомых подобной информации. Мы все друзья и доверяем друг другу. Но есть частная информация, которая не подлежит разглашению ни при каких обстоятельствах.
Авторское (частное) мнение [ИМХО]
Все мнения и заявления, сделанные в сообщениях на форумах, в чатах, в дневниках и в комментариях к любым материалам - должны восприниматься только как мнения человека, написавшего это сообщение, если только специально не оговорено другое. То есть если человек работает в какой-то организации, принадлежит к какой-либо группе, его сообщение либо статья совсем не обязательно представляет мнение всей организации или группы.
Авторское право (копирайт) [©]
Очень часто люди используют чьи-то слова, фразы и высказывания, выдавая их за свои собственные, что является - как минимум - проявлением неуважения к автору, независимо от того, кто он, где и когда жил. А тем более, если он здравствует и по сей день. В таких случаях - считается корректным и даже необходимым сделать так называемую референтную ссылку на цитируемого автора.
Эмоциональная речь
Не стоит писать слова БОЛЬШИМИ БУКВАМИ - это воспринимается как грубый крик. Если Вы хотите усилить эмоциональность своей речи, выделяйте шрифт подчеркиванием или жирным, например: "Я знаю точно, что это так!".
Хотите выругаться?
В Интернете есть простое правило: никогда не пишите другому человеку того, что Вы не решитесь сказать ему лично. Вы же не ругаетесь при людно? К тому же: за оскорбления Вас может жёстко наказать модератор, да и в глазах других участников беседы Вы будете выглядеть некрасиво. Если всё же эмоции переполняют Вас, дайте им простой выход - пробегитесь пальцами по клавишам верхнего ряда: %#@*%#!! - правда эмоционально получается? (Но! Это не должно быть направлено в чей-либо адрес, иначе впоследствии будет удалено модератором)
Грамматика
Письменная грамотность - то же самое, что устная вежливость. Сделайте минутную паузу, перечитайте своё сообщение, прежде чем его посылать, исправьте случайные опечатки - это будет Ваш знак уважения к Вашим собеседникам. Имейте в виду, в чатах и форумах присутствует своя собственная «грамотность», иногда не совпадающая с грамотностью общепринятой. Но всё равно - вычитывайте свои сообщения, прежде чем посылать их, вдруг там окажутся досадные ошибки, которые Вы вовсе не собирались делать. Знайте: если Вы обнаружили ошибку уже после отправки сообщения, то его можно отредактировать, нажав на кнопку "Редактировать" внизу сообщения.